Рекомендации
воспитателям при планировании работы по развитию речи в подготовительной к школе группе. Распечатать рекомендации.
I. Расширять словарный запас по лексическим темам:
«Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Одежда. Обувь. Головные уборы».
1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое
упражнение: «Подбери предмет к признаку».
Морозная - .., снежный - .., ледяная .., порывистый - .., теплые - .., меховая
- .., пушистый - .., зимнее - .., пасмурная - …
2. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение
«Скажи наоборот».
Длинный - короткий, грязный - чистый, новый - старый, светлый - темный, яркий -
тусклый, мягкий - твердый, теплый - холодный, морозный - жаркий.
II. Совершенствовать навыки словообразования.
1. Учить образовывать существительные путем слияния двух основ: дидактическое
упражнение «Почему так называется?».
Снегопад - снег падает, снегоход - .., ледокол - .., снегокат - …
2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных:
дидактическое упражнение «Из чего - какой?».
Туфли из кожи - кожаные туфли.
Ботинки с мехом - меховые ботинки.
Пиджак из шерсти - шерстяной пиджак.
Платье из шелка - шелковое платье.
Дидактическое упражнение «Где - какой?»
3. Учить образовывать родственные слова: дидактическое упражнение
«Слова-родственники».
Снег - снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь,
снегурочка, подснежник.
Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
Платье - платьишко, платьице, платяной.
Франция - француз, француженка, французский.
III. Совершенствовать грамматический строй речи.
1. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде: дидактическое
упражнение «Какой? Какая? Какое?».
Детям предлагается подобрать подходящее по смыслу существительное и правильно
согласовать его с заданным прилагательным.
Зимний - холод, мороз, день.
Зимняя - пора, погода, прогулка, метель.
Зимнее - время, развлечение.
Зимние - дни, метели, развлечения, прогулки, забавы…
Так же со словами: морозный, ледяной, холодный, новый, женский, мужской,
детский, красивый, английский, итальянский.
2. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном
падеже: дидактическое упражнение «Один - много».
Француз - французов, англичанин - англичан, страна - стран, житель - жителей,
день - дней, снежинка - снежинок, буря - бурь, стужа - стуж, шляпа - шляп,
платье - платьев, пальто - пальто, ботинки - ботинок, сапоги - сапог.
3. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое
упражнение «Давай посчитаем».
1 платье, 2 платья, .., 5 платьев, .., 10 платьев.
4. Учить образовывать и правильно употреблять простые причастия: дидактическое
упражнение «Назови, какой, какая?».
Шить - шитый, развязать - развязанный, вязать - вязанный, складывать -
сложенный, вышивать - вышитый, носить - ношенный, стирать - стиранный.
IV. Совершенствовать слоговую структуру речи.
Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и
чистоговорок с этими словами.
V. Развивать связную речь.
1. Составлять описательные рассказы по изучаемым лексическим темам.
2. Составлять рассказ о зиме по плану:
- как ты заметил наступление зимы;
- ее первые приметы в природе;
- зимние месяцы;
- жизнь зверей и птиц зимой;
- зимние забавы и развлечения.
3. Составлять сравнительные рассказы.
Лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата, куртка и пальто, варежки
и перчатки, сапоги и ботинки.
4. Составлять творческие рассказы на темы: «Что я вижу из окна автобуса», «Что
я вижу из иллюминатора самолета, пролетая над Европой», «Путешествие на
поезде», «Куда бы я хотел отправиться в путешествие» и др.
VI. Обучение грамоте.
1. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа: дидактическое
упражнение «Назови по звукам».
Предлагается назвать по звукам простые, двусложные слова без стечения
согласных: рыба - р, ы, б, а.
2. Учить выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале,
середине, конце).
3. Учить составлять предложения с заданным словом.
4. Учить составлять предложения по опорным словам: дидактическое упражнение
«Составь предложение».
Снег, на, лежит, домов, крышах. У, теплая, куртка, Тани.
VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки.
1. «Осень спешит» (пальчиковая гимнастика)
Если листья пожелтели (Сжимать
разжимать кисти рук.)
Дождь холодный моросит, (Совершать легкие колебательные движения пальцами.)
Птицы к югу полетели, (Ладони повернуть к себе, большие пальцы
выпрямить и переплести — «птичка», остальными пальцами
совершать колебательные движения.) Значит, осень к нам спешит. (Хлопнуть
в ладоши и вытянуть руки вперед ладошками вверх.)
|