Рекомендации
воспитателям по планированию работы по развитию речи во второй младшей группе.
I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Труд
повара», «Зима. Зимние забавы», «Зимующие птицы».
1. Вводить в активный словарь существительные, называющие зимние явления
природы, зимние забавы зимующих птиц и части их тела: дидактическое упражнение
«Посмотри и назови».
Что это? - Это снег, снеговик, горка, сосулька…
Кто это? - Это голубь, ворона, синица, дети…
2. Вводить в активный словарь глаголы: дидактическое упражнение «Что делает?»
(по картинкам).
Повар - варит, жарит, моет, чистит, режет.
Дети на зимней прогулке - лепят, катаются, играют.
Птицы - летают, прыгают, клюют.
3. Обогащать словарный запас качественными прилагательными: дидактическое
упражнение: «Скажи, какие» (по картинкам).
Снег какой? - Белый.
Ворона какая? - Черная.
4. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение
«Скажи наоборот».
Воробей маленький, а ворона - … (большая).
Чай горячий, а сок - … (холодный).
II. Совершенствовать грамматический строй речи.
1. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной
формы имен существительных: дидактическое упражнение «Скажи ласково».
Синица - синичка, хвост - хвостик, клюв - клювик, каша - кашка, салат -
салатик, суп - супчик.
2. Развивать понимание и правильное употребление имен существительных
множественного числа, именительного падежа: дидактическое упражнение «Один -
много» (по картинкам).
Тут тарелка - тут тарелки.
Тут снеговик - тут снеговики.
Тут ворона - тут вороны.
Тут магазин - тут магазины.
Тут повар - тут повара.
3. Закреплять правильное употребление предлога на: дидактическое упражнение
«Кто где?» (по простым сюжетным картинкам).
Где дети? - На горке.
Где ворона? - На заборе.
Где птицы? - На кормушке.
Где посуда? - На столе.
Где кастрюля? - На плите.
III. Развивать общие речевые навыки.
1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого
дыхания: дидактическое упражнение «Погреем ручки».
Детям предлагается сделать глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, щеки не
надувать) и медленный плавный выдох через рот, «согревая» сложенные вместе
ладони.
2. Развивать умение модулировать голос, учить говорить громче, тише, шепотом:
дидактические упражнения: «Крикнем громко-громко, пусть боятся волки», «Будем
тише говорить, чтоб медведя не будить», «Скажем на ушко секрет для подружки».
3. Развивать четкость и интонационную выразительность речи, координацию речи и
движения (заучивать и проговаривать потешки, стихи, выполнять физкультминутки).
IV. Развивать связную речь.
1. Совершенствовать фразовую речь, учить детей отвечать на вопросы
предложениями из двух-трех слов.
2. Учить повторять за взрослыми рассказы из двух-трех предложений о зиме,
зимней прогулке, зимних развлечениях, зимующих птицах и их повадках, работе
повара, посещении магазина и приготовлении пищи.
3. Учить пересказывать простые описательные тексты с опорой на картинный план.
4. Совершенствовать диалогическую речь, побуждая использовать в сюжетных играх
«Магазин», «Рынок», «Покупки», «Семья», «Покормим куклу», простые реплики,
соответствующие игровой ситуации.
V. Формировать навыки правильного звукопроизношения.
1. Закреплять в речи чистое произнесение простых по артикуляции согласных
звуков: [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких
вариантов.
2. Используя комплекс общей артикуляционной гимнастики, начать подготовку
органов артикуляции к овладению произношения других звуков.
Материалы из методической копилки Елены Павловны Лиховой,
|